Для учителей географии

Практическая работа по географии в 9-м классе по теме "Электроэнергетика" с целью научить учащихся работать с картами атласа



Задачи: познакомить учащихся со способами картографического изображения, характеризующими особенности географии отраслей топливно-энергетического комплекса;
учить учащихся составлению характеристик отдельных отраслей, трансформируя сведения, получаемые из карт.
Оборудование: учителю необходимо подобрать карты атласа и сопутствующие статистические и информационные материалы для ознакомления с темой.
В процессе работы учитель представляет новое знание, которое тотчас вовлекается в сферу деятельности учащихся. Для этого необходимо составить вопросы по тем картам, которые используются на уроке.
І. Коллективный анализ содержания карт атласа, подкрепляемый использованием других источников информации, по ознакомлению с размещением и работой ТЭС страны.
1. Опережающее задание
Подготовить на 1,5 – 2 мин. устное сообщение (можно в форме компьютерной презентации)
«Что такое электроэнергетика. Зачем создаются энергосистемы».
2. Работа по карте атласа с.12
- Определите по условным обозначениям карты, какие типы электростанций существуют в России. (тепловые, гидравлические, атомные, геотермальные, приливные)
- Как вы думаете, с чем связан выбор названия электростанции?
(  источником получения энергии, например,
гидроэлектростанции – энергия воды,
тепловые – топливная энергия,
атомные – энергия урановых руд,
геотермальные – термическая энергия Земли от действия гейзеров и вулканов,
приливные – энергия приливов)
- Из каких карт можно почерпнуть эту информацию?
(Топливная промышленность.,Природные ресурсы., Экономическое районирование.)
- По круговой диаграмме в приложении к карте атласа «Производство электроэнергии на станциях разного типа» определите, какие электростанции страны производят больше всего электроэнергии. Почему?  (тепловые, т.к. их больше всего)
- Почему их построено много?  Близ каких поселений?
(Россия богата топливными ресурсами. Тепловые электростанции строятся быстро. Вырабатывают не только электроэнергию, но также пар и горячий воздух, используемые для отоплении, которые нельзя передавать на большие расстояния – ТЭС строят в городах.)
- Соотнеся статистические данные таблицы «Крупнейшие электростанции», помещённой в атласе на с.12, с информацией карты «Топливная промышленность», определите, энергия какого топлива более доступна крупнейшим ТЭС России.
(Сургутская – мазут, газ. Рефтинская – торф, газ. Костромская – торф, горючие сланцы, бурый уголь.)
- В каких районах страны нет ТЭС? (есть во всех)
- По условным знакам определите, в каких городах имеются группы ТЭС. Попытайтесь проанализировать и объяснить, с чем это связано.
- Почему Хозяйство страны не ограничивается использованием  энергии, вырабатываемой только на ТЭС? Ответ можно подкрепить, ознакомившись с содержанием карты на с.28 «Экологические проблемы» и справочной таблицы учебника Алексеева А.И.и др. на с.53.
(Потребляют большое количество топлива, требующего значительных затрат на добычу и перевозку.
Работают только в постоянном режиме. Выбрасывают в атмосферу много твёрдых отходов (золы) и вредных газов.)
- Определите по условным обозначениям карты, какую информацию несут линейные знаки, соединяющие значки ЭС.
- Как по карте можно определить единую энергосистему и как- изолированную?
( единая обозначена способом цветового фона, а изолиронанные – способом ареалов)
- Имеются ли ТЭС, не входящие в эти группы? Почему?
(Якутская, Эвенкинская, Анадырская, т.к. значительно удалены от всех  ЭС страны)
- Какую ещё информацию о работе ТЭС можно почерпнуть из карт атласа?
(широкий спектр ответов детей)
ІІ. Работа в группах, построенная по готовому плану (аналог предыдущей работы), с целью ознакомления с размещением и работой ГЭС  России через анализ содержания карт атласа, подкрепляемый информацией из других сопутствующих источников, доступных детям.
Сначала уч-ся работают по группам, затем группы представляют свои работы на обсуждение.
1. Электростанции какого типа более мощные по отдаче электроэнергии?
За счёт чего?
2. Если посмотреть на диаграмму «Производство электроэнергии на станциях разного типа, то на долю ГЭС приходится только 18%. Почему?
3. Определите по карте «Экологические проблемы», существуют ли экологические проблемы в местах гидроэлектростанций и каков их характер?
4. На каких реках можно заметить каскады ГЭС? Объясните, почему.
5. В чём выгода строительства ГЭС?
6. Назовите самые крупные ГЭС страны. Обоснуйте выбор места  их сооружения.
7. Дополните список вопросов по содержанию учебных карт относительно темы «ГЭС России».
ІІІ. Самостоятельная работа по ознакомлению с размещением и работой АЭС России через анализ содержания карт атласа, подкрепляемый информацией из других сопутствующих источников, построенная на составлении плана в форме вопросов.
(Примерный перечень:
  1. Почему возникла необходимость строить атомные электростанции?
  2. В какой части страны сосредоточены? Почему?
  3. Почему их мало относительно других ЭС?
  4. С чем связано расположение геотермальных  ЭС?
  5. Как используется энергия приливов? Назовите ПЭС страны.
  6. Где в пределах страны возможно строительство приливной электростанции?
  7.  и др.)
ІV. Домашнее задание.

  1. Составить сводную таблицу использования электроэнергии географическими районами  ( район, названия ЭС, источник энергии, проблемы использования ЭС) по данным карт.
  2. Вычислить % производства электроэнергии на ТЭС, ГЭС, АЭС в каждом экономическом районе.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6-го класса с целью научить работать с физической картой.
Раздел: Гидросфера.
Тема урока: Части мирового океана.
Тема практической работы: «Определение по карте географического положения и глубин морей»
Цель проведения: обучающая.
Задачи работы:
·         научить определять геогра­фическое положение изучаемых географических объектов, глубин Мирового океана, определять тип моря по характеру дна, определять по преобладающим глубинам из каких частей оно состоит, ориентироваться по сторонам горизонта;
·         развивать умение анализировать информацию, полученную из географических карт;
·         способствовать развитию аккуратности и внимательности.
Практическая работа дается как домашнее задание.
1.Для выполнения практической работы прочитай теоретический материал учебника стр. 72-73.  (учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс)
2.  Для выполнения творческих заданий и заданий повышенной сложности ты можешь воспользоваться дополнительной литературой, атласом, ресурсами сети Интернет.
Список   дополнительной литературы
1.      Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
Список ссылок на Интернет ресурсы
Название ресурса
Ссылка
По морям вокруг Земли
http://www.moryamira.ru
                                        
3. Выполни практическую работу
Ход работы:
Задание №1.  По физической карте определить географическое положение моря. Обозначить его на контурной карте.
Результат практической работы оформить в виде таблицы
Описание  географического положения моря

План
Действия по пунктам плана
1. Название
1. Назвать и показать море
2. Географическое поло­жение:
а)  в Мировом океане;

б)  относительно других
географических объектов

2. Определить:
а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;
б) какой частью берега каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями

Задание№2.
На контурную карту полушарий нанести проливы, заливы и наиболее крупные острова и полуострова, упомянутые в тексте параграфа 24.
 Задание №3.
А) Определи преобладающие глубины Белого и Черного морей и укажи, какое из них шельфовое.
Б) Определите преобладающие глубины Берингова моря и объясните, из каких частей состоит его котловина.

Планируемый результат выполнения работы учащимися.

Задание №1.

План
Действия по пунктам плана
1. Название
1. Берингово море
2. Географическое поло­жение:
а)  в Мировом океане;

б)  относительно других
географических объектов

2. Является морем Тихого океана, расположено в северной его части, примерно между параллелями 50 и 65 градусов с. ш. Находится в Западном и Восточном полушариях от меридиана
Является окраинным морем, через Берингов пролив соединятся с Чукотским морем Северного Ледовитого океана. Северная часть Берингова моря омывает северо-восточный берег Евразии и северо- западный берег Северной Америки. Западная часть моря омывает восточную часть полуострова Камчатка, юго-восточная –полуостров Аляска, южная- Алеутские острова.


Задание №2. На контурную карту учащиеся должны нанести следующие географические объекты: о. Гренландия, о. Тасмания, Гавайские о-ва, п-ов Камчатка, Аравийский, Индостан, Черное море, Берингово море, Саргассово море, Красное море, Карское море, Аравийское море,  Балтийское море, Охотское море,  Бискайский залив, Бенгальский залив, Берингов пролив, Магелланов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив.

Задание № 3.
А) Преобладающие глубины Белого моря около 200 метров, а Черного моря - от 1000 до 2000 метров, на этом основании делаем вывод, что Белое море - шельфовое.
Б) Рельеф дна Берингова моря сильно различается в северо-восточной части, мелководной, расположенной на шельфе  и юго-западной, глубоководной, с глубинами до 4 км. Переход от шельфа к океанскому ложу проходит по крутому материковому склону. Максимальная глубина моря - на юге моря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий